Среда, 01.05.2024, 13:39
Приветствую Вас Гость | RSS

библиотека МАОУ СОШ №5 г. Туапсе

Форма входа
Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

презентация
09.06.2021, 12:19

  • Организация деятельности библиотеки образовательного учреждения

 

Организация деятельности библиотеки образовательного учреждения заключается в качественном и наиболее эффективном обеспечении основных направлений работы:

    • Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.
    • Организация книжного фонда. Учет. Сохранность. Комплектование.
    • Справочно-библиографическая работа.
    • Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.
    • Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.

 

    1. Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей

 

Годовой план работы школьной библиотеки входит составной частью в план учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации; утверждается директором, составляется исходя из основных целей, поставленных перед общеобразовательной организацией, а также задач, зафиксированных в Положении о библиотеке этого заведения.

При составлении плана следует учитывать:

  • специфику режима работы ОО (одна смена, две смены, «школа полного дня» и т. д.);
  • основные направления общешкольного плана учебно-воспитательной работы и крупные мероприятия, запланированные на следующий год;
  • главные литературные и памятные даты года;
  • ошибки при проведении мероприятий в прошлом году;
  • планы работы учреждений (библиотек, музеев и т. д.), с которыми налажено сотрудничество;
  • основные виды деятельности (работа с учебным фондом, каталогами и задолжниками, проведение библиотечных уроков, выставок и т. д.);
  • количество сотрудников библиотеки;
  • количество рабочих часов в году;
  • трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включенные в план, а также на текущие дела (в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997 г. № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» (см. Об использовании в работе и в составлении штатного расписания «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»: Письмо Минобрнауки России от 20 июля 2000 года № 06-21ин/25-06).

Следующий этап планирования – составление календарно-тематического плана по основным направлениям работы:

  • Работа с основным фондом.
  • Работа с фондом учебников.
  • Ведение справочно-библиографического аппарата.
  • Культурно-массовые мероприятия.
  • Библиотечно-библиографические занятия.
  • Работа с обучающимися.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями.
  • Работа с активом.
  • Проектная работа.

 

Примерное содержание разделов плана работы школьной библиотеки
на учебный год

 

1. Цели и задачи работы библиотеки

         (краткий анализ работы за прошлый год, отмечающий положительные стороны работы библиотеки, ее недостатки, а также основные цели и задачи, которые ставит перед собой библиотека на текущий учебный год. Цели и задачи работы библиотеки должны быть конкретны, отражать специфику ОО и соответствовать задачам, указанным в положении о библиотеке).

2. Основные функции библиотеки (образовательная, информацион­ная, культурная, досуговая).

3. Общие сведения о библиотеке

  • Количество обучающихся: _________,

         из них читателей: _________.

  • Количество учителей: _________,

         из них читателей: _________.

  • Количество других работников: _________,

         из них читателей: _________.

  • Объем библиотечного фонда: __________.
  • Книгообеспеченность: ________________.
  • Обращаемость: _________.
  • Читаемость: ____________.
  • Объем учебного фонда: _________.

4. Индивидуальная работа с читателями

  • а) изучение читательских интересов;
  • б) анализ чтения;
  • в) работа с активом.

5. Воспитательная работа с читателями

         (необходимо указать основные мероприятия по привлечению обучающихся к систематическому чтению, повышению их информационной и общей культуры).

6. Информационная, библиографическая и справочная работа библиотеки

6.1. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки

6.2. Справочно-библиографическое и информационное обслужи-вание учащихся

6.3. Справочно-библиографическое и информационное обслужи-вание педагогов

6.4. Формирование информационной грамотности (библиотечно-библиографические уроки).

7. Работа с библиотечным фондом

Данный раздел включает информацию:

  • об изучении состава фонда и анализе его использования;
  • о комплектовании фонда традиционными и нетрадиционными носителями информации (в т. ч. периодикой) в соответствии с образовательной программой школы;
  • об оформлении подписки на периодику;
  • о приеме, систематизации, технической обработке и учете новых поступлений;
  • о расстановке документов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией (ББК), оформлении фонда (наличии разделителей и др.);
  • о работе по сохранности фонда.

8. Работа с фондом учебников

  • формирование заказа на учебники (планирование средств и количество учебников, которые необходимо приобрести по итогам инвентаризации фонда учебников);
  • изучение и анализ использования учебного фонда, оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности обучающихся и др.);
  • прием и техническая обработка поступивших учебников;
  • прием и выдача учебников, расстановка изданий в фонде;
  • работа по сохранности учебного фонда;
  • списание ветхих и устаревших учебников.

9. Внедрение информационных технологий

(в этом разделе отражаются мероприятия по компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использованию электронных носителей, созданию медиатеки, а также внедрению информационных технологий в процесс обслуживания читателей).

 

10. Методическое обеспечение библиотеки

(планируемые выступления библиотекарей на семинарах, методических объединениях, конференциях, а также работу по подготовке массовых мероприятий (если работники библиотеки сами пишут их сценарии).

11. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями

(деятельность библиотеки в рамках сотрудничества с различными подразделениями школы, другими библиотеками и учреждениями культуры).

12. Повышение квалификации работников библиотеки

  • обучение на курсах повышения квалификации, в т. ч. дистанционно;
  • работу по самообразованию: чтение профессиональных печатных и интернет-изданий, посещение семинаров, мастер-классов коллег, участие в конкурсах, самостоятельное освоение новых библиотечных и информационных технологий и т. д.

При составлении отчета необходимо помнить, что работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели (количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т.д.), но и относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки.

Для анализа состояния дел применяют следующие относительные и средние величины:

книгообеспеченность, то есть среднее число библиотечных книг (за исключением учебников) на одного читателя определяется путем деления числа книг, числящихся в библиотеке, на число читателей;

посещаемость, то есть среднее число посещений библиотеки одним читателем определяется делением общего количества посещений библиотеки на число читателей (необходимо учитывать специфику библиотеки образовательного учреждения, обслуживающей разные возрастные группы, характеризующиеся различной скоростью и интенсивностью чтения. Посещаемость становится особенно ярким показателем, если ее исчислять отдельно для начальной школы, учащихся VIX классов и старшеклассников);

обращаемость, то есть среднее число выдач одной книги; она определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов)в фонде библиотеки(обращаемость литературы для младших школьников, как правило, значительно выше из-за небольшого объема книг для малышей и их частого обмена. Целесообразно вычислять данный показатель и по возрастным группам читателей аналогично показателю посещаемости.);

читаемость, то есть среднее число книг, выданных одному читателю, определяется путем деления количества книг, выданных за год, на число читателей библиотеки.

Помимо средних и относительных величин в статистических отчетах применяют и некоторые другие показатели. Например, исчисляют нагрузку на одного библиотекаря (вычисляется как отношение числа читателей или книговыдач к числу библиотечных работников), процент учащихся и учителей, привлеченных к постоянному пользованию библиотекой и др. Все эти показатели в сопоставлении друг с другом и с данными социологических исследований, определяющих меру удовлетворенности всех групп читателей библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы, необходимые для улучшения работы библиотеки.

Примерная схема статистического отчета школьной библиотеки

  • Количество работников библиотеки
  • Количество учащихся в школе
  • Читатели (всего) -
  • Из них:
  • Учащиеся
  • Работники школы
  • % охвата чтением
  • Книжный фонд (количество экз.)
  • Книговыдача
  • Обращаемость
  • Читаемость
  • Фонд учебников (количество экз.)
  • Выдано учебников
  • Посещения (всего)
  • Посещаемость
  • Массовые мероприятия (всего)_______
  • В том числе:
  • Обзоры, беседы, викторины.
  • Вечера, брейн-ринги, устные журналы.
  • Литературно-музыкальные вечера, праздники, конференции
  • Уроки внеклассного чтения уроки (если их проводит работник библиотеки).
  • Другие
  • Справочно-информационная работа:
  • Книжные выставки
  • Библиографические уроки
  • Библиографические обзоры
  • Дни информации
  • Рекомендательные списки литературы
  • Справки
  • Работа с каталогами и картотеками:
  • Продублировано карточек
  • Расставлено карточек
  • Редакция каталогов
  • Работа с электронным каталогом
  • Количество тематических картотек
  • Работа с фондом:
  • Получено (приобретено) литературы, в т.ч. учебников
  • Обработано литературы
  • Другое (акты, инвентаризация и пр.)
  • Работа с учебниками:
  • Рейды по проверке сохранности
  • Выступления, сообщения
  • Другое
  • Работа с педагогическим коллективом
  • Работа с родителями
  • Методическая работа:
  • Подготовлено семинаров
  • Выступления на конференциях, семинарах и т.п.
  • Методические разработки м/м
  • Другое
  • Внедрение новых информационных технологий:
  • Количество баз данных
  • Количество документов в базе данных
  • Занесено документов
  • Составлено списков
  • Количество компьютеров, из них: для пользователей
  • Количество документов медиафонда
  • Использование компьютеров
  • Выдача электронных документов
  • Доступ в интернет
  • Другое
  • Отчет библиотеки за учебный год составляется на основании «Дневника работы библиотеки» (ведется по учебному году, заполняется ежедневно по данным ежедневной статистики учёта читателей, посещений, книговыдач, массовых мероприятий), анализа читательских формуляров и других учетных документов.

     

     

     

    
     
    
     
Категория: Мои файлы | Добавил: biblio5
Просмотров: 113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz