- Организация деятельности библиотеки образовательного учреждения
Организация деятельности библиотеки образовательного учреждения заключается в качественном и наиболее эффективном обеспечении основных направлений работы:
-
- Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.
- Организация книжного фонда. Учет. Сохранность. Комплектование.
- Справочно-библиографическая работа.
- Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.
- Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.
-
- Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей
Годовой план работы школьной библиотеки входит составной частью в план учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации; утверждается директором, составляется исходя из основных целей, поставленных перед общеобразовательной организацией, а также задач, зафиксированных в Положении о библиотеке этого заведения.
При составлении плана следует учитывать:
- специфику режима работы ОО (одна смена, две смены, «школа полного дня» и т. д.);
- основные направления общешкольного плана учебно-воспитательной работы и крупные мероприятия, запланированные на следующий год;
- главные литературные и памятные даты года;
- ошибки при проведении мероприятий в прошлом году;
- планы работы учреждений (библиотек, музеев и т. д.), с которыми налажено сотрудничество;
- основные виды деятельности (работа с учебным фондом, каталогами и задолжниками, проведение библиотечных уроков, выставок и т. д.);
- количество сотрудников библиотеки;
- количество рабочих часов в году;
- трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включенные в план, а также на текущие дела (в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997 г. № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» (см. Об использовании в работе и в составлении штатного расписания «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»: Письмо Минобрнауки России от 20 июля 2000 года № 06-21ин/25-06).
Следующий этап планирования – составление календарно-тематического плана по основным направлениям работы:
- Работа с основным фондом.
- Работа с фондом учебников.
- Ведение справочно-библиографического аппарата.
- Культурно-массовые мероприятия.
- Библиотечно-библиографические занятия.
- Работа с обучающимися.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Работа с активом.
- Проектная работа.
Примерное содержание разделов плана работы школьной библиотеки
на учебный год
1. Цели и задачи работы библиотеки
(краткий анализ работы за прошлый год, отмечающий положительные стороны работы библиотеки, ее недостатки, а также основные цели и задачи, которые ставит перед собой библиотека на текущий учебный год. Цели и задачи работы библиотеки должны быть конкретны, отражать специфику ОО и соответствовать задачам, указанным в положении о библиотеке).
2. Основные функции библиотеки (образовательная, информационная, культурная, досуговая).
3. Общие сведения о библиотеке
- Количество обучающихся: _________,
из них читателей: _________.
- Количество учителей: _________,
из них читателей: _________.
- Количество других работников: _________,
из них читателей: _________.
- Объем библиотечного фонда: __________.
- Книгообеспеченность: ________________.
- Обращаемость: _________.
- Читаемость: ____________.
- Объем учебного фонда: _________.
4. Индивидуальная работа с читателями
- а) изучение читательских интересов;
- б) анализ чтения;
- в) работа с активом.
5. Воспитательная работа с читателями
(необходимо указать основные мероприятия по привлечению обучающихся к систематическому чтению, повышению их информационной и общей культуры).
6. Информационная, библиографическая и справочная работа библиотеки
6.1. Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки
6.2. Справочно-библиографическое и информационное обслужи-вание учащихся
6.3. Справочно-библиографическое и информационное обслужи-вание педагогов
6.4. Формирование информационной грамотности (библиотечно-библиографические уроки).
7. Работа с библиотечным фондом
Данный раздел включает информацию:
- об изучении состава фонда и анализе его использования;
- о комплектовании фонда традиционными и нетрадиционными носителями информации (в т. ч. периодикой) в соответствии с образовательной программой школы;
- об оформлении подписки на периодику;
- о приеме, систематизации, технической обработке и учете новых поступлений;
- о расстановке документов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией (ББК), оформлении фонда (наличии разделителей и др.);
- о работе по сохранности фонда.
8. Работа с фондом учебников
- формирование заказа на учебники (планирование средств и количество учебников, которые необходимо приобрести по итогам инвентаризации фонда учебников);
- изучение и анализ использования учебного фонда, оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности обучающихся и др.);
- прием и техническая обработка поступивших учебников;
- прием и выдача учебников, расстановка изданий в фонде;
- работа по сохранности учебного фонда;
- списание ветхих и устаревших учебников.
9. Внедрение информационных технологий
(в этом разделе отражаются мероприятия по компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использованию электронных носителей, созданию медиатеки, а также внедрению информационных технологий в процесс обслуживания читателей).
10. Методическое обеспечение библиотеки
(планируемые выступления библиотекарей на семинарах, методических объединениях, конференциях, а также работу по подготовке массовых мероприятий (если работники библиотеки сами пишут их сценарии).
11. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями
(деятельность библиотеки в рамках сотрудничества с различными подразделениями школы, другими библиотеками и учреждениями культуры).
12. Повышение квалификации работников библиотеки
- обучение на курсах повышения квалификации, в т. ч. дистанционно;
- работу по самообразованию: чтение профессиональных печатных и интернет-изданий, посещение семинаров, мастер-классов коллег, участие в конкурсах, самостоятельное освоение новых библиотечных и информационных технологий и т. д.
При составлении отчета необходимо помнить, что работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели (количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т.д.), но и относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки.
Для анализа состояния дел применяют следующие относительные и средние величины:
книгообеспеченность, то есть среднее число библиотечных книг (за исключением учебников) на одного читателя определяется путем деления числа книг, числящихся в библиотеке, на число читателей;
посещаемость, то есть среднее число посещений библиотеки одним читателем определяется делением общего количества посещений библиотеки на число читателей (необходимо учитывать специфику библиотеки образовательного учреждения, обслуживающей разные возрастные группы, характеризующиеся различной скоростью и интенсивностью чтения. Посещаемость становится особенно ярким показателем, если ее исчислять отдельно для начальной школы, учащихся V–IX классов и старшеклассников);
обращаемость, то есть среднее число выдач одной книги; она определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов)в фонде библиотеки(обращаемость литературы для младших школьников, как правило, значительно выше из-за небольшого объема книг для малышей и их частого обмена. Целесообразно вычислять данный показатель и по возрастным группам читателей аналогично показателю посещаемости.);
читаемость, то есть среднее число книг, выданных одному читателю, определяется путем деления количества книг, выданных за год, на число читателей библиотеки.
Помимо средних и относительных величин в статистических отчетах применяют и некоторые другие показатели. Например, исчисляют нагрузку на одного библиотекаря (вычисляется как отношение числа читателей или книговыдач к числу библиотечных работников), процент учащихся и учителей, привлеченных к постоянному пользованию библиотекой и др. Все эти показатели в сопоставлении друг с другом и с данными социологических исследований, определяющих меру удовлетворенности всех групп читателей библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы, необходимые для улучшения работы библиотеки.
Примерная схема статистического отчета школьной библиотеки
- Количество работников библиотеки
- Количество учащихся в школе
- Читатели (всего) -
- Из них:
- Учащиеся
- Работники школы
- % охвата чтением
- Книжный фонд (количество экз.)
- Книговыдача
- Обращаемость
- Читаемость
- Фонд учебников (количество экз.)
- Выдано учебников
- Посещения (всего)
- Посещаемость
- Массовые мероприятия (всего)_______
- В том числе:
- Обзоры, беседы, викторины.
- Вечера, брейн-ринги, устные журналы.
- Литературно-музыкальные вечера, праздники, конференции
- Уроки внеклассного чтения уроки (если их проводит работник библиотеки).
- Другие
- Справочно-информационная работа:
- Книжные выставки
- Библиографические уроки
- Библиографические обзоры
- Дни информации
- Рекомендательные списки литературы
- Справки
- Работа с каталогами и картотеками:
- Продублировано карточек
- Расставлено карточек
- Редакция каталогов
- Работа с электронным каталогом
- Количество тематических картотек
- Работа с фондом:
- Получено (приобретено) литературы, в т.ч. учебников
- Обработано литературы
- Другое (акты, инвентаризация и пр.)
- Работа с учебниками:
- Рейды по проверке сохранности
- Выступления, сообщения
- Другое
- Работа с педагогическим коллективом
- Работа с родителями
- Методическая работа:
- Подготовлено семинаров
- Выступления на конференциях, семинарах и т.п.
- Методические разработки м/м
- Другое
- Внедрение новых информационных технологий:
- Количество баз данных
- Количество документов в базе данных
- Занесено документов
- Составлено списков
- Количество компьютеров, из них: для пользователей
- Количество документов медиафонда
- Использование компьютеров
- Выдача электронных документов
- Доступ в интернет
- Другое
-
Отчет библиотеки за учебный год составляется на основании «Дневника работы библиотеки» (ведется по учебному году, заполняется ежедневно по данным ежедневной статистики учёта читателей, посещений, книговыдач, массовых мероприятий), анализа читательских формуляров и других учетных документов.
|